Как помочь старшекласснику
Психологическое развитие / Как понять ребенка / Как помочь старшекласснику
Страница 75

Так должно говорить с любым человеком, если мы говорим от любви в сердце и с любовью.

А что Вы можете сказать о человеке?

Как прекрасно то, что Вы только что подумали о Человеке!

«Как это бы расцвело в полную красоту!» (19, 99). Если бы Вы внесли в свое мировоззрение некоторые мысли о человеке инакомыслящих людей, обогатились мыслями из Евангелия или из веры православной .

«Как прекрасен этот мир, посмотри(из песни).

ЧЕСТНОСТЬ

Честность - это здоровье. Я совру, и у меня все внутри начнет врать."

эгоизм

Это категория отношения, чувства, а не потребности.

Разве молитва одной матери - не молитва эгоиста: «Господи, отбери все* у всех и отдай моим сыновьям»?

Цель эгоиста обесценивает многие ценности человечества, многие конкретные дела человека, делает их неэтичными, так как сберегает не те (благодатные) силы для их осуществления. Внешние действия могут оказаться такими же заботными: помощь родителям, друг другу в учебе, пожилому - в транспорте . а внутренне эти действия могут оказаться разнонаправленными: корыстными или заботливыми, удовлетворяющими свой или чужие потребности, терпеливо и смиренно исполненными ради себя, жаждущего похвалы или награды за помощь, «или ради другого, когда мы испытываем благодарность в душе к тому, кому нам удалось помочь, когда мы помогаем нуждающимся, стараясь остаться в неизвестности, дабы наша личность не отождествилась с требующим тщеславием. Тщеславясь, каша душа низвергается, до завышения потребностей тела, вместо превознесения потребностей духа. Так два человека, карабкающихся в гору, зримо идущих рядом, невидимо разбегаются в разные стороны: один - в ад, другой - в рай.

ЭКОЛОГИЯ

«Экология - наука о доме, о загрязнении сознания неэтичными мыслями, наука о загрязнении души, тела и духа; это культура мышления во времени или обкрадывание своего будущего, когда психологическая ориентировка экономики только на завтра, а не послезавтра приводит к уничтожению ресурсов возобновления. В связи с этим некоторые специалисты считают необходимым нравственные законы охраны окружающей среды вывести в рамки госу-дарственных. Но поможет ли это без изменения мировоззрения нарушающих юридические законы? Без почитания мира, как живого, как было у древних и у Вернадского? Без понимания того, что все катастрофы происходят от нравственного падения человека? Без понимания того, что природа - дерево жизни, а цивилизация стала, к сожалению, деревом смертна'. (А.П. Крисоченко)* Только внутренние законы незыблемы и сильнее внешних, а о них мы в школе поч-ти не говорим, не говорим о мире невидимом, лишаем тем самым мир внешний его духовного содержания.

Экологическая картина мира через рассмотрение человека, как часть природы, соприкасается с этической картиной мира.

« .Взгляд на природу не только как материал и средство, но как на нечто глубоко родственное нам - это глубоко нравственный взгляд. Если кто-либо успеет встретить предрассветный час и последующие «сумерки» новорожденного дня, то этот человек тем самым получит ключ к живой воде жизни . Если бы это все поняли и стали учить детей благоговейно в предрассветный час готовиться к наступающему дню .» (М. Пришвин). Для меня это не только эстетическая, но и этическая, нравственная заповедь (3,116).

« .У нас есть нравственные обязательства непосредственно перед самой природой. Мы должны уметь любить ее ради нее самой, а не только себя через природу» (3,111).

Экологическая картина мира ставит вопрос перед человеком о всеобщей взаимосвязи всех явлении, видимых и невидимых, явленных человеку через последствия игнорирования этой связи на внешнем зримом уровне, являющиеся продолжением невидимых попустительств внутренних. Не об этом ли слова Гельвеция: «Все события связаны. Если вырубают лес на севере,то изменяются ветры, время жатвы, искусства этой страны, нравы и образы проявления. Мы не видим целиком этой цепи, первое звено которой уходит в вечность». Мы не видим, но это не снимает с нас ответственности. Кто раньше осознал, тот первым спрашивает себя: «Что я могу сделать для своих потомков, для природы?» Ведь я теперь понимаю, что среда - мое продолжение, а не просто часть природы. Среда - это Я сам. И опять мы встречаемся с заповедью Христа: «Отнесись к природе, как к самому себе!».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78