Как помочь старшекласснику
Психологическое развитие / Как понять ребенка / Как помочь старшекласснику
Страница 68

Для такого учителя его ученики становятся его продолжением, ибо они усваивают, прежде всего, не его знания, а его состояния.

«Учитель не только открывает учащимся окно в мир знаний, но и выражает самого себя» (В.А. Сухомлинский). Выражает себя не только через знания, форму их подачи, но и через своих учеников, через продолжение в них своих душевных и духовных состояний и поисков.

«Давать не знания, а самого себя. Это нужно и детям, и мне. Они дают мне не меньше. Мы человеческим в себе обмениваемся» (А.П. Букин) Если мы не будем копить и раскрывать в себе духовные дары, не будем стараться осознать то, что даровано нам свыше, если мы не будем учениками жизни (а это одно из пониманий духовной сути человека), мы не сумеем показать детям, как надо жить или хотя бы как надо учиться жить. Учитель, осознавший в себе смирение, берет на себя свою долю ответственности за себя и постепенно превращается в Учителя самому себе, в Ученика, вечно благодарного Учителю и людям, ибо:

«Что ты имеешь, чего не получил?

И если получил, что хвалишься, как будто не получал?»*

Так в свободе выбора, но не вседозволенности, вырастают духовно Ученик и Учитель, Учитель и Ученик. Кто из них первичнее ?

Истинный Учитель никогда не пугает, никогда не грозит, не мстит, а предупреждает, себя поставляет, сколько можно, подстилает, предотвращает, учится в всем соблюдать меру, не забывая, что Ученика надо хоть изредка предупредить о встрече с неминуемым, о последствиях, а не наказании, о выборе, а не об ограничении свободы, помогая ему осознать и прожить, но не проживая за него, смиряясь с тем, что он где-то обязательно оступится, иначе не научится. Сто крат прав Выготский: «Ходьбе можно научиться только на своих ногах». Поэтому первичнее не знание, не рассказ о жизни, а сама жизнь, встреча с ней, с ее трудностями и радостями, потерями и обретениями, с обьяснениями и предупреждениями, с неиссякаемой Верой в Учителя и верой Учителя в Ученика.

Учитель обычно проект, но никогда не требует, хоть и настаивает. Его просьба только формой может походить на требование, но почти никогда по его внутреннему состоянию, сопровождающему это требование. Чем выше уверенность Учителя в необходимости совершения Учеником каких-либо действий, тем мягче выражается это в словах, тем больше словесное обрамление похоже на просьбу. Учитель прежде всего учит ученика Учиться. Поэтому он задает ситуации выбора, а Ученик выбирает. Если Ученик признал его своим Учителем, то просьба Учителя для него - требование. А если не признал, то кто дал нам право его учить? Без его доброй воли! Без его просьбы! Хотя бы один раз в своей жизни Ученик должен попросить своего Учителя: «Возьми меня в УЧЕНИКи?. Хотя бы один раз Учитель должен выразить свое согласие словом: «Да». Так же, как Ученик своей просьбой говорит «да» Учителю: «Да, я твой ученик». В этом суть Упанаямы-посвящения в Ученики. И как нам представляется, посвящение в Учителя Каждый в этом процессе взаимного ученичества добровольно берет на себя ответственность за свою роль. И исполняет ее. Но кто, как не Учитель, должен подвести Ученика к осознанию этого?

«Пастух должен привести лошадь к водопою, но пить лошадь должна сама» (Дистерверг).

«Не так важно, чему учат в школе, а важно, как учат . функция школы не г том, чтобы дать специальный опыт, а г том, чтобы выработать последовательное методическое мышление» (М. Планк).

Не только методическое (подразумевая под этим культуру мышления), но и самое главное - этическое мышление (подразумевая под этим культуру общения и ее первичность го взаимосвязи с культурой мышления). Задача Учителя - привести Ученика в философский сад камней, в сад жизни, обьяснить его и пожить с ним в этом саду, прежде чем оставить его там одного. Познакомить его с психопатическим кругом, с превращением его в крут Любви, показатъ ему аналоги психопатического круга и круга Любви в познании. Раскрыть для него смысл левопопушарной и правополушарной тактик и стратегий познания. Поставить перед ним некоторые важнейшие вопросы, показать некоторые пути поиска ответов и научить находить их самому, помочь прожить некоторые из ответов, накопленных человечеством - гот что значит подготовить его к жизни, а значит, и к профессии, ибо жизнь царе профессии. Доопределиться в профессии будет легче, чем в жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78