Как помочь старшекласснику
Психологическое развитие / Как понять ребенка / Как помочь старшекласснику
Страница 59

Я могу что-то сказать об этой комнате, если выйду из нее. Если я покину ее и войду в другую, то смогу вспомнить нечто об этой комнате, что-то сказать о ней. Но если я выйду из комнаты и угоду в бездну, то смогу ничего сказать даже о ней. До асе пор, говоря о каждом из тел, можно было символически изобразить некую третью точку, ибо оставалось еще тело, превосходящее данное. Можно было подняться в него и оглянуться. Но после седьмого тела идти некуда; оно последнее. За ним - бестелестностъ.

В седьмом теле приходится выбирать между Бытием и не-Бытием, т.е. между языком утверждения и отрицания. Здесь есть только две возможности. Будда говорит: „Не остается ничего", а Шанкара утверждает: „Все остается".

Поскольку речь идет о человеке, то можно констатировать многоплановость проявлений жизненной энергии в его семи телах. Везде, где проявляется жизнь, протекают эти процессы - вхождение и исход. Вне данной полярности жизнь не может существовать». *

Не является ли сам Человек тем Свидетелем, той третьей точкой, относительно которой в седьмом теле вне существует полюсов», не существует разделенности, внутреннего дуализма, а существует только одно Единство всего со всем, и, следовательно, единый принцип осмысления и порождения нового: «Все есть все»? Принцип, примиряющий и Бущу, и Шанкара. И объединяющий нас с Вами.

Обобщим в двух таблицах данную модель развития человека как процесс осознания своих семи тел, как трехэтапный процесс развития системы: отождествления, растождествления и свидетельствования. О временных телах см.в приложении 6.5.

ТЕРПЕНИЕ

«Терпение есть украшение сердца» (Н. Рерих, 14,41).

От рождения до 3-х пет человек учится терпеть другого человека на уровне внутренних состоянии, а от 3-х до 5-ти лет - на уровне внешних слов и поступков. От 5-ти до 7-ми лет учится терпеть труди себя, неумеюшего, в труде ради другого, а также учится терпеть внешние ограничения со стороны взрослых, дабы научиться слушаться. Без последнего в дальнейшего, после 12-ти лет, не будет сил терпеть и слушаться себя даже тогда, когда будет четкое понимание, что так нельзя.

От 7-ми до 9-ти лет идет обучение терпению в учебе, а с 9-ти до 12-ти начинается обучение терпению в работах по способностям. *

Учась терпеть, человек учится любить. От рождения до 3-х лет он учится любить другого человека, запечатлевая сердцем умение родителей хранить открытое состояние на другого человека. От 3-х до 5-ти - учится любить, запечатлевая умение родителей и взрослых выражаться словами и поступками. От 5-ти до 7-ми лет ребенок учится любить труд, труд вообще, и послушание, а от 7-ми до 9-ти лет - учебу. С 9-ти до 12-ти лет начинается постижение любви не просто к труду, а к внутреннему заботливому открытому состоянию на нужду другого, труду конкретному - труду как к форме, труду по интересу, по способностям.

После 12-ти лет человек доминантно учится терпеть самого себя, встречаясь в себе с посеянным до 12-ти лет, а значит, учится любить себя.

Так терпение постепенно формирует терпеливость, порождающую впоследствии сердечную терпимость ко всему и ко всем, в том числе и к любым мнениям и верованиям.

ТРУД

Жизнь ребенка от 5-ти во 7-ми лет является начальным периодом трудового становления, когда в душе ребенка запечатлевается внутреннее состояние человека, исполняющего труд. В зависимости от отношения и поведения взрослых в труде на глазах ребенка и в зависимости от взрослой оценки труда ребенка душа присваивает как истинный вид труда, одобряемый и поощряемый взрослыми. А.Ц. Гармаев в лекциях по нравственной психологии описывает такие виды труда, как труд-забота, труд-работа и труд-успех.

« Труд-забота - это отклик на нужду другого человека;

труд-работа - это труд за вознаграждение, за деньги;

труд-успех - выполняется лишь с целью добиться успеха, отражаемого в словах ("молодец"), наградах (благодарности, грамоты, медали, ордена, призы) и в реальных вознаграждениях (премия, путевка, денежное поощрение).

Если с 5 до 7 лет ребенок не познает труд, как заботу, то его счастливое детство запечатлевает, благодаря усилиям близких, праздность». (Гармаев А.Ц., Лекции по нравственной психологии)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78