Как помочь старшекласснику
Психологическое развитие / Как понять ребенка / Как помочь старшекласснику
Страница 1

Элементы азбуки жизни, этической картины мира

Самая любимая, самая важная, самая трудная лекция.

Эта лекция, как и предыдущие, обладает самостоятельной цельностью к ценностью. Конечно, будет лучше, если Вы сначала познакомитесь с предыдущими лекциями. Тогда многое здесь, на этих страницах, Вам покажется более оправданным, более содержательным. Тогда многое в Ваших сегодняшних старшеклассниках станет для Вас понятными родным, ибо осознаются истоки их строптивости, неуемности, жадности до жизни, до всего хорошего и, к сожалению, до всего плохого в ней. Тогда легче Вам будет принять их такими.

Это вовсе не означает, что Вы должны согласиться с их сегодняшними поступками, словами, мнениями. Принять и согласиться - это разные вещи. Но без принятия никто из Ваших детей не хочет соглашаться с нами. Ведь мы не ропщем на свой приусадебный участок, когда он зарастает бурьяном, а просто идем и с любовью его пропалываем. Сил Вам!

Сил и тем старшеклассникам, которые остались непонятыми своими родителями и сами взялись читать эту книгу! Вам полезно не пропустить и предыдущие лекции: кто не понял своего прошлого, может не понять и своего будущего, кто не знает своих корней, тот может отринуть и свои собственные плоды. Прочитайте, если хватит сил, предыдущие лекции глазами старшеклассника, а не глазами своих родителей. Особенно лекцию «Что не понимают ро-дители». Вам она подскажет ответы на вопрос: «Что я не поникаю в себе?» Дальнейшее развитие этого вопроса достаточно очевидно и важно: «Как понять себя? Как понять ребенка в себе?»

Дорогие старшеклассники, читая эту книгу, попробуйте понять не только себя, но и своих родителей, ведь Вы - будущие родители! И может быть, эта книга пришла к Вам благодаря Вашим сегодняшним родителям, таим упрямым, докучливым, въедливым, невыдержанным в своих поступках и желании помочь Вам стать лучше. Примите их такими, как они есть, и помните, это вовсе не означает, что Вы должны с ними во всем соглашаться. Но не приняв их. Вы не сможете принять них жизненный опыт, которым они, к сожалению, чаще богаче Вас. К сожалению - потому что их опыт, как к Ваш, тоже не всегда положительный. Но даже положительным надо уметь делиться, чтобы не обкормить, чтобы Вы успели прожевать и не подавиться. Но положительное надо уметь и принимать, чтобы не объесться, но и не остаться голодным.

Не остаться без родителей. Ведь сад не ропщет на своего хозяина, когда тот засевает его и болезненно полет. Сад принимает это как заботу о себе - только любящий садовник будет тратить свое время на помощь саду!

Детям и родителям трудно самим увидеть в своих отношениях сходство с садом и садовником, ведь посеянное всходит не сразу, а только после 12-ти лет. И на то, чтобы дождаться яблочка от своей яблоньки, нужны годы! А если - дичок? Где взять силы смириться и тем, и другим?

Еще труднее, познав сходство, догадаться об их существенном различии: если до 12-ти лет базисное умение жить родители сеяли прежде всего на подсознании детей, то есть своим примером, то после 12-ти нужно сеять прежде всего на уровне сознания, то есть с сознательным участием самого сада.

С точки зрения этико-педагогики мы либо сеем вопрос и ждем, когда сад задаст его себе сам, либо, не дождавшись вопросов, сеем ответы на них, терпеливо и смиренно дожидаясь, когда же они взойдут и встретятся с вопросами.

Но успеем ли мы посеять все желанные, на наш взгляд, ответы? Да и правильны ли эти ответы? Где же найти выход в наш век - век информационного взрыва? Не потонет ли наш ребенок в вопросах, которые задаст ему жизнь?

Чтобы понять наш подход к этим проблемам, попробуйте представить себя на одном из наших этических семинаров для педагогов, родителей, школьников и вместе со слушателями ответьте себе на несколько вопросов.

1. Зачем нужны вопросы? Зачем люди задают вопросы?

2. Почему с годами люди задают меньше вопросов?

3. Какие вопросы волнуют лично Вас?

4. Какие вопросы задают Вам дети (друзья)?

5. Какие развивающие системы вопросов Вы знаете?

6. Каковы вечные вопросы Человечества?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78