Зачем нужна математика
Страница 9

- Почему «был»?

И.И.: Если ты занимаешься творчеством, то это здорово. Это значит, что ты проявляешь себя, что ты познаешь. Это - смысл жизни человека. Зрительница рассказала о том, как ее прикрепили к опытному педагогу, и та, поделившись своими планами уроков, наказала: «Вот так по планам надо вести!» Учительница попробовала, и ничего у нее не получилось. Она отложила в сторону эти планы и сказала себе: «Буду учить их так, как будто впервые рассказываю - без книг, без всего». Когда Вы кому-то объясняете, нужно объяснять на самом простом уровне. Лет двадцать назад я объяснял курсантам «Макаровки» функциональные пространства. Они удивлялись: как этот просто!

В.Г.: У нас был преподаватель топологии, который объяснял так, что было ужасно понятно .

- Математика дает нам язык, позволяющий описывать процессы, а именно они составляют суть любой науки. Кто-то из авторитетных людей сказал: «Любая наука становится наукой, когда ее можно описать математическим

Н.Л.: Я вижу минимум два смысла, две цели, зачем надо изучать математику. Первое, самое простое, - для каких-то фактических целей: счет, например, деньги считать, которых у нас нет, и так далее. А второй смысл - высокий: гармония мира выражается математическим языком. Наверное, эти два смысла - не единственные.

A.C.: У меня крутится несколько различных смыслов, различимых в философском саду камней. С одной стороны, мне увиделось удовлетворение практической потребности человека, сопровождаемое попыткой смоделировать действительность в наиболее удобной форме для передачи своего опыта другому. К тому же, очень полезна фиксация своего опыта для самого себя, чтобы иметь возможность сравнивать себя сегодняшнего с собой вчерашним, объекты исследования друг с другом, а также процессы разной природы.

Здесь мы пересекаемся с Юр. А., отметившим потребность иметь математическую модель мира, более логичную, более точную с точки зрения использования в ней чисел. Знаменитый французский математик Боррель справедливо заметил: наука заслуживает название науки только в зависимости от того, какое место в ней занимает число. А число есть мера всех вещей. Это еще одна из точек зрения древних, а совсем недавно, по сравнению с древними воззрени-ями, возникло понимание того, что числа отличаются друг от друга по качеству.

Объяснение этого феномена можно встретить в работах Марутаева, содержащих описание качественной симметрии чисел. Поэтому с числовой точки зрения математика очень интересна, поскольку она, казалось бы, на однородных объектах, демонстрирует все то, что мы можем в мире наблюдать на более сложных объектах. Чем еще интересна для меня математика? Она додумалась до теоремы Геделя и тем самым показала ограниченность самой себя! Это очень знаменательный, но мало известный вывод со многими философскими последствиями. Вернее, не мало известный, а мало осознанный: даже те, кто знает этот фундаментальный вывод, практически им никогда не пользуются.

H.H.: От практического смысла никуда не денешься Считать всем надо, хотя бы 5% президентский налог. И еще не помню, кто из древних сказал: математику потому изучать надо, что она ум в порядок приводит. По-моему, это самое важное для всего остального . Вряд ли найдется много людей, которые гении в математике и бездари во всем остальном.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15