Зачем нужна математика
Страница 4

В.Г.: Алгебра -это тоже язык .

A.C.: Я бы обобщил эту добавку В.Г. так: есть язык искусства и язык науки. Кстати, десятиклассники самостоятельно ответили на вопрос: «Как выбраться из сложного положения в философском саду камней?» Как же быть человеку, знающему заведомо, что он 15-й камень не видит?

- Перейти на другое место!

A.C.: Выход знатный. Но ведь 15-х камней в природе много, и пока мы будем осваивать своею жизнью разные профессиональные точки зрения, -жизнь кончится. Другой выход, более экономичный, основанный на доверии: сесть в круг и послушать других людей, что они видят - попросить их поделиться своим видением. Или: подняться (вверх) на другой уровень, то есть пе-рши к другому языку описания, более емкому по отношению к этому. Тогда удается взглянуть не только со стороны, но и, может быть, сверху, так как языки науки и искусства -это языки разного уровня обобщения.

Это основные требования, которые желательно выполнять владеющему культурой мышления. Кстати, картину мира Вернадского за рубежом многие годы считали парадигмой современного естествознания. В этой парадигме наши требования также однозначно сформулированы: язык науки ограничен, и для полноты описания и понимания того, что в мире происходит, каждому ученому необходимо обратиться к языку искусства. Без такого двуязычного способа описания мы очень часто будем попадать в ошибочные области исследований и выводов. Это принципиальная позиция Вернадского. И с этим нельзя ке согласиться.

В.Г.: Дело в том, что понять - это не значит принять. Можно понять чужую позицию, не принимая ее внутренне, то есть увидеть, что он видит, но для себя не принимать эту точку зрения.

A. C.: Но он ведь не видит Вашу позицию, и Вы, увидев его и свою позицию, сделали выбор, сравнив их, т.е. осознанно предпочли.

B. Г.: Да, и после этого я более отчетливо представляю, как его понимать и как с ним общаться.

A. C.: Это один из способов, не всегда допустимый. Особенно, если это связано с изменением образа жизни с целью, например, исследования измененных состоянии сознания или с попыткой понять другого. Однажды я провел такой жестокий эксперимент со своим организмом, испытывая его на прочность в пьяной компании. Все было нормально, пока я не испугался тех чужеродных мыслей, которые стали появляться во мне. Я стал думать их мыслями, а вот этого я не хотел. К этому я оказался не готов, так как не предполагал такой сильной зависимости между образом жизни и резонансными появлениями мыслей, гармонично сопутствующих этому образу. В тот момент я, видимо, превысил меру допустимого изменения жизненной позиции. Правда, благодаря этому негативному эксперименту, в дальнейшем мне стали понятны некоторые грамотные описания измененных состояний сознания. Как, впрочем, стала очевидной и возможность обретения аналогичного опыта без превышения меры, идя другим путем .

В связи с образом жизни педагогов, предопределяющим их образ мыслей, очень важно упомянуть одну общечеловеческую внутреннюю защитную установку, особо характерную для педагогов. Каждый человек имеет в своей голове образ собственного «Я". При общении с другими людьми его представления о самом себе начинают обязательно меняться. И тогда человек начинает этому усиленно сопротивляться - вплоть до того, что через некоторое время начинает считать Вас личным врагом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15