Зачем нужна математика
Страница 1

Культура МЫШЛЕНИЯ, СМЫСЛ ЖИЗНИ И НЕОБХОДИМОСТЬ МАТЕМАТИКИ

Сегодняшнюю встречу МЫ посвящаем ВОПРОСУ: «Зачем нужна математика». Среди нас есть психологи (К.А.,Н.Л., А. С.), воспитатель (Юл. А.), физики (Б .В., A.C., В.Н., Е. Э.) и математики (И.И., К .Г., В.Г., H.H.).

Одного из присутствующих здесь математиков, Илью Иосифовича, мы попросили провели с кш беседу о важности математики так, как это он обычнО проводит со своими учениками. Пожалуйста, И.И.

И.И.: Я качку с другого вопроса. Если какое-то животное НЕ приспособилось к жизни, оно погибает. Это все знают. Следовательно, жизнь можно определить как способность к адаптации. Ну, а все ли знают: в чем тогда смысл жизни? Попробуйте сказать об этом вечном вопросе человечества.

В.Г.: Для меня жизнь бессмысленна. Смыслов в жизни много. Смысл жизни – искать его, жить и искать.

A. C.: То есть процесс?! Смысл жизни - в самой жизни.

И.И.: Наводящий вопрос: в чем смысл жизни живого существа - собаки, кошки?

B. Г.: У животного нет смысла жизни. Смысл жизни в эволюции.

И.И.: А смысл эволюции?

A.C.: Мне кажется, всех нас примирит следующий образ, используемый нами в беседах с ребятами ПО культуре мышления. Представьте: мы смотрим из разных окон НА улицу. Я из своего окна вижу, что за деревом стоит мальчик. Б.В. стоит у соседнего окна и мальчика за деревом не видит. Неконструктивно будет нам спорить друг с другом по поводу наличия мальчика! Я никогда этого не докажу, если Б.В. НЕ придет и сам не посмотрит из моего окна НА мир. Тем самым ОН встанет намою точку зрения и посмотрит НА ситуацию глазами моего окна, т.е. глазами, которыми я пользуюсь для описания мира. Мы с ним должны обменяться смыслами: какой он вкладывает в эту данность, а какой - я. Ведь интерпретируем мы все ПО-разному даже тогда, когда смотрим НА одно кто же.

Еще один образ из курса «Культура мышления» - философский сад камней. Японские мудрецы расставили 15 камней таким образом, что один из них всегда невидим, с какой бы стороны Вы ни посмотрели. Если Вы станете обходить сад, то из поля зрения будет исчезать то один камень, то другой. Отвечая ПО кругу на вопрос И.И., мы попадем в философский сад камней, где ВМЕСТО камней расставлены наши ответы, наши смыслы увиденного по поводу вопроса о смысле жизни.

Я бы здесь еще добавил следующее: культура мышления требует от нас уважительного отношения к любой другой точке зрения. И чем более противоположное мнение человеком высказывается, тем оно для нас более значимо и более информативно, А другой в этот момент видит, возможно, больше нас, потому что он другой, и ему могут открыться другие смыслы, другие 15-Е камни, может быть, недоступные нам, невидимые с нашей точки зрения. Поэтому мнений может быть много. Другое дело: с точки зрения Б.В. этот смысл может быть единственным, или его вообще нет. Поэтому культура мышления приводит к осознанной культуре общения: высказывая свою позицию, мы не настаиваем на ней, не абсолютизируем ЕЕ, а предлагаем только в виде дополнения к иному мнению. И чем большее количество дополняющих, может быть, взаимоисключающих, мнении мы выслушаем, тем более целостное, объемное видение у нас возникнет.

В классе, рассказывая о философском саде камней, я демонстрировал ни дырку в их собственной ладони. Перед этим психологическим экспериментом мы обычно спрашиваем: «А что Вы будете делать, если увидите дырку в собственной ладони? Как этот факт видения Вы будете ,складывать" в Вашу Картину Мира (КМ)?» (см. лекцию 1).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15