Что не понимают родители
Страница 4

Интересно сопоставление автором эмоциональных переживаний ребенка после 12-ти лет с теми ощущениями неуютности, тошнотворного отношения к миру, через которые проходит любая женщина в период беременности, когда «что-то» в ней нарождается, и это «что-то» приводит к колоссальной физиологической перестройке в организме, к необходимости идти на новые конфликты с самой собой, что делает очень нестабильный психическое равновесие. Точно так же через аналогичное неуравновешенное состояние проходят и все каши дети в период полового созревания. Но кто об этом вечном и одновременно преходящем разговаривает с детьми? Мы уходим от разговора о том, о чем сами часто думаем, чего сами скрытно желаем. Любопытный пример привел профессор И.С. Кон в одном из своих выступлений. Оказывается, специальный том Британской энциклопедии посвящен объяснению маленьким детям вопросов любви, интимных отношений мужчины и женщины. У нас этот том был помещен в специальное хранилище, не доступное не только детям, но и многим взрослым.

Трудно пройти в этой книге мимо человечески ценных замечаний: дети не хотят повторять жизнь своих родителей, и это вполне естественно. В: пи бы дети все повторяли за нами, то человечество и не развивалось бы, хотя на определенном этапе развития детей именно так и происходит: они повторяют, проигрывают то, что запечатлели, глядя на родителей, то, что запечатлели на опыте общения с ними. При опросе детей каждый пятый ответил, что он категорически не хочет быть похожим на своих родителей. Если бы дети походили на нас, то развитие прекратилось. Об этом необходимо помнить, дабы не усугублять конфликты с любыми детьми в любом возрасте, дабы не тормозить познание ими окружающего мира. Когда дети отождествляют себя с нами, мы этого, как правило, не замечаем, считая данное отождествление естественным, само собой разумеющимся. Мы начинаем возмущаться, когда они отрываются от нас, проявляя свою индивидуальность и пытаясь понять себя, свои желания. Как ребенку стать другим, если делать то, что мы говорим?

Если хотите взглянуть на дошкольное или школьное воспитание ребят с точки зрения конкретного развития их мыслительных способностей, возьмите в руки книгу в Дошкольное музыкальное воспитание»*. Книга переведена с испанского. Автор - Альфира Ле Гасна де Арисменди - очень разносторонний ученый и педагог, известный далеко за пределами своей страны, Уругвая. В этой книге Вы встретитесь с мкогочисленными советскими и зарубежными концепциями умственного развития ребенка. Мы не будем на них останавливаться, так как, с нашей точки зрения, обобщенное базисное умение думать, связанное с умственным развитием, запускается в значительно более позднем возрасте, чем вступление в школьную жизнь.

В лекции «Как согласовать образование с воспитанием» мы уже говорили об опасных последствиях запуска способностей ребенка с четвертой ступени - умения думать. Если мы будем акцентировать внимание на запуске именно этой ступени ракеты, то предшествующие три могут отлететь напрочь. В этом случае будет очень трудно не только родителям, но и педагогам, а особенно самому ребенку, когда он встретится с самим собой и захочет стать другим, но это может оказаться ему не по силам. Об этом мы будем говорить сегодня.

На примере книги уругвайского ученого мы лишний раз убеждаемся, насколько глубоко дифференциальная психология пустила корни в книжном мире. Профессор 0стерн, как пишет автор, проанализировал 18 теорий, в которых выделяется свыше 60-ти отрезков времени в этапах умственного развития ребенка. Основные моменты, на которых останавливались Выгодский, Леонтьев, Эльконин, Волок, в том или ином виде присутствуют в наших рекомендациях. Отталкиваясь от фактических наблюдений во время занятий по этико-психологической подготовке к школе детей вместе с родителями, мы показываем родителям зону ближайшего развития ребенка и объясняем ее в зоне ближайшего понимания родителей. Если ребенку что-то не по силам, разумно предложить родителям слегка отступить назад и начать продвижение ребенка с освоения того, что доступно в повторении за взрослым. В том, что ребенок может сделать сегодня вместе со взрослым, закладываются основы того, что он завтра сможет сделать без нас. Вот почему, не помогая сегодняшнему ребенку в освоении какого-либо вида деятельности, к которому он тянется, мы тормозим его завтрашнее развитие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27