Что не понимают родители
Страница 3

Весьма любопытна интегральная модель Эриксона, выделяющая в развитии ребенка несколько стадий формирования отношения к миру. Каждая стадия характеризуется соответствующим выбором ребенка. Например, на первой стадии ребенок производит выбор между довернем и недовернем к миру в целом, что и закладывается в нем с детства в виде тенденции. Если ребенок выбрал доверие как тенденцию, то для него будут свойственны доверчивость, общительность, спокойствие, не слишком высокая требовательность к людям. В случае противоположного выбора он будет недоверчив, угрюм, боязлив, некоммуникабелен, агрессивен или скрытен. Такая предрасположенность в первую очередь будет следствием семейного окружения, того, что ребенок испытывал на первом году жизни и того, насколько была заботлива его мать.

Вторая стадия, по мнению Эриксона, связана с выбором зависимости или автономности от внешнего мира. Ребенок мечется между « не надо», « я сам» и страшной тревогой, когда мать уходит от него на работу или даже просто в соседнюю комнату. Этот выбор теснейшим образом связан с восприятием мира. Если мир не пугает ребенка, ему не страшно быть независимым. Если же мир кажется враждебным, то взрослый может хоть как-то уберечь, защитить его. Как известно из дифференциальной психологии*, расстояние, на которое ребенок позволяет себе удалиться от матери, с возрастом увеличивается. С точностью до сантиметра известна сфера, в которой ребенок чувствует себя под защитой матери. Только с расширением этой сферы сын или дочь смиряются с переходом матери в соседнюю комнату и спокойно воспринимают такой внешний переход, не пугаясь, ибо внутреннюю среду контакта мать еще не покинула.

Третья стадия характеризуется выбором между инициативой и страхом порицания и тесно связана с предыдущими и последующими стадиями. Ребенок делает выбор между чувством неполноценности и трудолюбием. Под трудолюбием Эриксон понимает любовь к познанию и освоению мира. Если представим ребенка, последовательно совершившего выбор в сторону недоверия, зависимости, страха, чувства неполноценности, то мы получим личность, чувствующую себя в этом мире неуютно. Мир в глазах такой личности агрессивен. Как ей преодолеть чувство агрессивности? Преодоление ищется в компании таких же неполноценных людей за счет не индивидуальных, а уже групповых агрессивных действий. За счет принятия очевидного кредо: «Мир может быть плох, но я - хорош» Ощущение псевдоавтономии притупляет страх находящегося под .зашитой группы, а в таком случае. Вы знаете ,и нас, взрослых, охватывает в толпе звериное чувство, не дающее возможность вспомнить, что перед нами стоит человек. Такое состояние вызывает у детей в той или иной форме желание захватить мир, что характерно для внутренне негармоничных людей. Только у людей, у которых «я» и «мир» находятся во вражде, можно встретится сначала с недоверием к миру, с разобщенностью с миром, а потом уже с попыткой его захвата, желанием присвоить его себе. Человек, чувствующий свое единство с миром, такой потребности не испытывает. Для него «я» и «мир» - одно и то же, скорее даже «я в мире» и «мир во мне» все переплетается.

В книге американското детского психиатра «Что каждый ребенок хотел бы, чтобы знали его родите ли» собраны вопросы, на которые устал отвечать автор, вопросы, пугающие родителей, вопросы, от которых мы часто увиливаем, не зная, как через них переступить. В итоге мы, взрослые, теряем контакт с детьми в важнейшие периоды их становления, и они вынужденно идут за общением к менее компетентным сверстникам. Рано или поздно дети становятся ведомыми теми лидерами, в группу которых они попали. Лидерами могут оказаться и взрослые, но все равно это будут люди со своеобразный лидерским акцентом по отношением к миру. Чаще всего лидеры самоутверждаются через лидерство, и тогда с этим же самоутверждением мы встретимся в наших детях, стремящихся стать такими же, как их кумиры, не имея, как правило, на это оснований.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27