Что не понимают родители
Страница 16

Начало трудового становления приходится также на 5 лет. С этого возраста на внутреннем плане развития ребенок активно учится трудиться ради другого, а мы, взрослые, видим только внешнюю сторону этого процесса через желание ребенка помогать близким. Нам кажется, ребенок учится мыть пол, мыть посуду, подметать, а на самом деле он учится труду, а не конкретному делу. Ради другого, ради помощи другому он смело берется за незнакомое дело, требующее подчас невиданного для этого возраста мастерства, с радостью бесстрашно преодолевает себя и свое неумение. Истинное трудовое действие начинается с отклика на нужду другого. Отклик порождает искренние слова: «Бабушка, я хочу тебе помочь».

Следом приходят и благодатные силы, позволяющие стерпеть себя в трудном, а может быть, и нудном деле. Вспомните, дорогие мамы, как Вы с удовольствием иной раз готовите обед для близких, а когда близкие в отъезде, только ради себя и к кастрюле не притронетесь. Так и ребенок в этот период своей жизни готов учиться трудиться ради другого. Это ведь так по-человечески естественно: помочь бабушке или папе с мамой. И так по совести: окончив работу, испытать чувство благодарности к тому, кто дал тебе возможность состояться в заботе о другом. Переживанием этой благодарности и заканчивается истинное трудовое действие.

Что же делаем мы, взрослые, не понимая, что творится в душе ребенка?

Чаще всего на просьбу внука помыть посуду бабушка смотрит как на желание позабавиться:

- Иди, иди. внучек, без тебя управлюсь. Вот научишься посуду мыть, тогда к помогать будешь. Самые сообразительные внуки догадываются спросить:

- Бабушка, а когда же я научусь, если не учусь?

- Ну, ладно, иди мой, - ответит бабушка помудрее.

Работа окончена, посуда чистая. И тут даже мудрая бабушка не сможет, как правило, удержаться от похвалы:

- Ну, какой ты молодец!

В первый раз внука оторопь берет от этих слов, ибо совесть переживает благодарность к бабушке и радость за то, что помог другому в нужде, а не из своей корысти. «Кто такой молодец? Почему - молодец?» - спрашивает совесть. И раз, и два, и три так похвалит бабушка, и вот уже проснулась гордость: «Так приятно, когда тебя хвалят. А если наградят конфетой - совсем здорово. А если сводят в цирк . А ее пи купят компьютер . Для этого стоит потрудиться .» И вот уже не нужда другого движет ребенком в желании помочь, а собственная нужда - потребность удовлетворить свои желания с помощью Другого. Вот так сеется ложное трудовое действие, начинающееся с задумки: «Кому бы помочь, чтобы мне потом было хорошо . А если мне ничего не прибудет, так и помогать незачем». И проходит такой ребенок мимо нуждающегося, но незнакомого человека. И вырастет из него трудяга только ради наживы, ради себя. Он готов будет совершать воистину трудовые подвиги, но хоть за грамоту, хоть за аплодисменты перед строем. «Из «спасибо» шубы не сошьешь!» - вот избитая поговорка таких заинтересованных люден. «А где путевка? Где премия? Где машина? Где привилегии?» - требованиям гордости кет предела. Человек стал несчастным рабом своих собственных «хочу». Как же посеять это рабство? Ведь так хочется похвалить! Тогда давайте похвалим, но не личность, а результат труда: «Ты здорово помыл сегодня тарелки!»

Легко уловить аналогию с нашими предыдущими рассуждениями, когда мы советовали осуждать не личность, а поступок. Помните: «Не ты плохой, а поступок - безобразный». Так и в нашем случае: «Не ты молодец, а результат твоего труда, как твой трудовой поступок - достоин уважения».

В крайнем случае порадуемся его человеческим качествам: заботливости, внимательности, отзывчивости, доброте. Пусть он возрастает в осознании человеческого, а не в гордости. Если почувствуете превышение в нем гордости, то спросите его: «Кто ему дал это человеческое? И есть ли в нем что-либо, не полученное от других?»

Оценка результата труда должка быть честной, искренней. То, что сделано плохо, обходится временным молчанием или признаете я плохим.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27