Вегетативные дисфункции
Страница 10

Учитывая тормозящее влияние магнитного поля на ЦНС, выраженное антиаритмическое и гипотензивное действие, применяют переменное магнитное поле на воротниковую область.

Показаны водные процедуры: общие хвойные и радоновые ванны применяют при ваготонии, углекислые, сульфамидные — при симпати-котонии. Для стабилизации сосудистого тонуса рекомендуются скипидарные ванны, душ Шарко, веерный и циркулярный души. В домашних условиях используют обливание, обтирание, контрастный душ с последующим растиранием жестким полотенцем, соленохвойные, пенистые ванны.

Большое значение имеет психотерапия, которая направлена на коррекцию тревожности и обучение адекватному эмоциональному реагированию у детей с высоким нейротизмом и интравертированностью, а также купирующей повышенной возбудимостью у экстравертов.

Показанием для психотерапии вегетативных дисфункций у детей является наличие психовегетативного синдрома, который включает триаду симптомокомплексов:

1) Нарушение самочувствия: аффективная неустойчивость, повышенная раздражительность, подавленность настроения, гиперестезии и сенестопатии.

2) Нарушение поведения: снижение аппетита, непереносимость нагрузок, повышенная утомляемость, расстройства сна, метеопатии, повышенная болевая чуствительность.

3) Нарушение функции органов: шум в ушах, моргание, нарушение висцеральных систем организма.

Кроме того, даже при отсутствии признаков психовегетативного синдрома психотерапия должна быть назначена при наличии симпатикотонии, гиперсимпатико-тонической реактивности, спазмах артериол для снятия скрытого эмоционального напряжения.

Имеются особенности воздействия различных психотерапевтических методик на вегетативный гомеостаз ребенка с вегетативными дисфункциями.

Аутогенная тренировка и катарзис повышают тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы, снижают влияние повышенного центрального контура регуляции сердечной деятельности, улучшают состояние адаптационно-приспособительных механизмов, уменьшают гиперсимпатико-тоническую вегетативную реактивность. Отмечено значительно большее нормализующее влияние катарзиса, по сравнению с аутогенной тренировкой, на гиперсимпатико-тоническую реактивность. Выявлено, что применение двух последовательных сеансов — вначале аутогенной тренировки, а затем катарзиса, потенцирует действие на вегетативный гомеостаз. Аутогенная тренировка несколько лучше повышает адаптационно-приспособительные механизмы у детей с ваготонией, но катарзис эффективнее снижает их напряжение. Аутогенная тренировка может вызвать нежелательные вегетативные сдвиги у детей с симпатикотонией в исходном тонусе, сочетающейся с гиперсимпатико-тонической реактивностью, что говорит о необходимости применения у данных детей только индивидуальных катарктических методик психотерапии. Эффективность катарзиса при гиперсимпатико-тонической реактивности объясняется разрядкой скрытого эмоционального напряжения у больных с неврозом, а значит, и облегчением адаптации к факторам среды. Неосознанное становится осознанным, и уменьшается непредсказуемость ситуации.

Аутогенная тренировка повышает возможности адаптации за счет расслабления мышц, снятия эмоционального напряжения во время отдыха — потенцирует возможности организма быстрее восстановить силы за счет выраженного действия на симпатико-адреналовую активность, что, вероятно, можно объяснить изменением ферментативной активности, начиная со стадии ДОФА-декарбоксилазы. Аутогенная тренировка снижает исходное систолическое давление у детей с артериальной гипертензией на 15—20 мм рт. ст., приводит к усилению кровообращения и трофики пораженных органов, позволяет снять не только общую возбудимость нервной системы, но и повышенную возбудимость функции сердца.

Суггестивные методики помогают отдыху, а психоаналитические вырабатывают адекватную вегетативную и эмоциональную реакцию на различные психотравмирующие ситуации за счет осознания и разрядки скрытых выбросов катехоламинов в ситуациях, ассоциативно напоминающих ту, когда эта гиперсимпатико-тоническая реактивность была адаптивной, и сохранения этой гиперсимпатической реактивности в необходимое время.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14