Эстетическое воспитание через детский фольклор
Книги / Эстетическое воспитание через детский фольклор
Страница 5

Очень много времени они проводили в поле, и до нас дошли самые разнообразные песни связанные с полевыми работами. Трудной и утомительной была жатва. Многие жатвенные песни о молодой жнице, работающей в поле от зари до захода солнца. Начало и конец жатвы отмечались очень торжественно. В начале жатвы из первых сжатых колосьев плели венок, который по окончании рабочего дня с песнями приносили домой и вешали в «красный угол». А по окончании красиво разубранный сноп, сделанный из последних жатвенных колосьев. С торжественными и радостными песнями проносили по всей деревне и ставили около дома или хозяйского двора.

По вечерам. Когда уборочные работы заканчивались молодежь водила хороводы и кто-нибудь из парней или девушек разыгрывали песню в лицах. Иногда участники хоровода делились на две группы, чтобы двигаться «стена на стену», изображая содержание песни жестами. Порою пары двигались «гуськом» или «цепью». Хороводные песни часто сводились к воспроизведению моментов коллективного труда: «Уж мы сеяли, сеяли ленок», «Мы капустоньку пололи» и другие.

Длинными зимними вечерами и старики, и молодежь собирались в чей-нибудь просторной избе и здесь, выполняя какую-нибудь хозяйственную работу, пели лирические песни. Этот жанр протяжной, многоголосной песни отражал склад характера русского человека, глубину его чувств, стремление к сосредоточенному раздумью, доброта, глубокая привязанность к своим близким, к родной земле.

Изумительная по выразительности русская протяжная песня стала одной из вершин в мировой музыкальной культуре.

Таковы «Горы», «Степь», «Лучина», «Калинушка с Малинушкой», «Ты взойди, взойди, солнце красное».

В лирических песнях рассказывалось о переживаниях любящих, о тяжелой женской доле, о солдатской службе, о батрацком труде, о жизни работных людей и о многом, многом другом. История жизни одного поколения людей не забывалась последующим поколением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что значит воспитывать музыкой? Кто должен и кто может это делать? Когда, при каких условиях воспитание музыкой может состояться? Кто воспитывает музыкой? Наконец, что это – тяжелый труд или взлет души? Есть ли однозначный ответ?

Есть поиск.

Почти сорок лет тому назад Д.Б. Кабалевский вместе с небольшой группой педагогов из разных областей Российской Федерации начал освоение новых путей в музыкальном воспитании школьников. «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Эти слова выдающегося педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского не случайно стали эпиграфом в школьной программе по музыке, созданной под руководством Дмитрия Борисовича Кабалевского.

Направление содержания программы и методы, предложенные в ней, явились авангардными для современной музыкальной педагогики, а сегодня они далеко перешагнули границы предмета «Музыка».

Программа – компас, как говорил Дмитрий Борисович Кабалевский. И действительно, в ней есть вечная музыка – не умирающие, классические профессиональные и народные произведения и вечные проблемы – что есть Жизнь, Добро, Любовь, Честь. Труд. Творчество… Но место искусству и жизненным проблемам есть ведь не только на уроке музыки. Каждый педагог в своей работе опирается на то, что наиболее соответствует его склонностям, музыкальным пристрастиям, профессиональному мастерству. При этом удается ли ему больше вокально-хоровая работа, или он находит путь к душам ребят как талантливый музыкант-исполнитель, идет ли он к детям через яркое, художественное слово о музыке или мастерски организует инструментальное музыцирование детского коллектива, на уроке или вне его проводит он свою работу – важно то, что она направлена на воспитание душ, развитие духовной культуры учащихся. И успеха добивается тот учитель, который постоянно совершенствуется. Ищет оптимальные пути проникновения «большой» музыки в жизни детей, пути усиления ее воздействия на них.

Отбор материала для методической разработки был продиктован современными требованиями, желанием показать широкий круг воспитательных возможностей музыкального искусства с использованием фольклорного материала (от детских фольклорных попевочек до более серьезных фольклорных песен, обрядов родного села).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15