Эстетическое воспитание через детский фольклор
Книги / Эстетическое воспитание через детский фольклор
Страница 2

Использование фольклора на уроках музыки предусматривает органичное сочетание самых разнообразных видов деятельности исполнительско-творческое и слушательское. Е.А.Лобанова говорит, что в народных детских песнях особенно заметна непосредственная связь с речевым интонированием. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их легкие дыхания голосовой аппарат. Прекрасным образом введены элементы телесной терапии в русских народных хороводах таких как «Каравай», «Капустка», «На горе-то, калина». В различных хороводах или играх происходит смена партнеров таким образом, что участник контактирует с каждым их группы. Деятельная работа Е.А.Лобановой основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально чувственную сферу, художественно- образная, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей в т.ч. в инсценировании русских народных песен. Задание «Разыграй песню» можно предлагать учащимся используя тексты и сюжеты русских народных песен: «Как под наши ворота», «На горе-то, калина», «Как пошли наши подружки» и др. Исполнение может исполняться характерными движениями, жестами, звучанием народных инструментов.

Реальные условия для включения большого объема фольклорного материала в обучении младших школьников сложатся только в результате перехода на 2-х часовые занятия музыкой в неделю.

2. Использование фольклорных материалов на уроках

музыки.

Я полностью разделяю взгляды перечисленных выше авторов и у меня также имеется некоторый опыт освоения фольклора на уроках музыки и во внеклассной работе.

Особого внимания требует музыкальное образование учеников начальной школы.

Задачи, стоящие перед уроками музыки в начальной школе, можно решить успешно, опираясь. прежде всего, на русский музыкальный фольклор. Русская народная песня красочна и содержательна, покоряет душевностью, отражает русский национальный характер. В действующей программе рекомендованной Министерством образования и науки, учебно-методическом комплекте Е.Д.Крицкой и Г.П.Сергеевой предусмотрено ознакомление детей с русскими народными песнями разных жанров, но в малом объеме. Опыт показывает, что на уроках музыки в начальных классах должны быть представлены народные песни гораздо шире, в том числе и хоровые, лирические, прибаутки и т.д Эти песни показывают большое воспитательное воздействие, обогащают духовно, формируют национальное самосознание.

Уже с самого раннего возраста дети слышат сказки, пестушки, колыбельные песни:

Звезды спят за облаками,

В синем море спит тюлень.

Ты закрой, мой мальчик, глазки,

Завтра новый будет день.

Спи, мой мальчик, в колыбели

На перине пуховой.

Спать вороны улетели

Спит зайчиха под сосной.

Или:

Ков-ков ножку, поедем в дорожку

А дорожка скользка, а ноженька гибка.

Идет коза рогатая, идет коза бодатая.

Кто кашки не ест, кто молочка не пьет,

Того забодает.

Или:

Сорока на припечку сидела,

Деткам кашку варила.

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому

А ты мал, круп не драл.

Каши не варил, тебе не дадим.

Или:

Ай –люли! Ай-люли!

Весь в серебряной пыли,

Месяц пал на кавыли

Ай-люли! Да ай-люли!

А в тумане над лугами

Сбилось стадо в кучу,

А бычок бодает тучу

Красными рогами.

Или:

Барашеньки-крутороженьки

По лесам ходят, по полям бродят,

В дудочку играют,

Ваню спотешают.

Ваня, Ваня простота

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперёд

И поехал в огород.

В огороде пусто, выросла капуста.

В начальных классах у многих детей наблюдается вялая работа артикуляционного аппарата, что отражается на качестве звучания, оно становится тусклым, плоским. Причинами невнятного произношения могут стать вялость и малоподвижность языка. Губ, сжатость нижней челюсти, недостаточное или непрерывное раскрытие рта, скованность мышц лица и шеи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15