Роль межпредметных свіязей в экологическом образовании младших школьников
Страница 2

Выполнению этих требований способствует максимальная координация функций каждого предмета в общей системе экологического образования, выделение межпредметных связей и обеспечение межпредметных подходов.

Учитывая возрастные особенности младших школьников (их эмоциональную восприимчивость, чуткость, стремление к яркому и необычному), учитель имеет возможность осуществлять взаимосвязь уроков природоведения, чтения и русского языка, так как изучение материала о жизни природы на уроках чтения и русского языка, образность описания природы поэтами и прозаиками вызывают и стимулируют у детей интерес к наблюдениям за природными объектами и явлениями, желание сравнивать свои впечатления с впечатлениями литераторов. Это способствует более глубокому и тонкому пониманию явлений природы, формированию образной картины мира, бережному отношению к его неповторимой красоте и разнообразию.

Программа начальной школы даёт возможность осуществлять связь уроков природоведения, изобразительного искусства и музыки, обогащая содержания и методы преподавания каждого из них, так что воспитательное воздействие, осуществляемое на одном из уроков, может быть продолжено на следующих. Таким образом, взаимосвязь этих предметов позволяет эффективно осуществлять воспитание экологической культуры младших школьников.

Процесс преподавания предметов естественно-математического цикла (природоведение, математика, трудовое обучение) помогает раскрыть следующие экологические знания: природа – объект целесообразной трудовой деятельности человека, направленная на её рациональное использование, улучшение, восстановление, охрану; характер трудовой деятельности людей зависит от состояния природы и наоборот, состояние природы находится в тесной зависимости от трудовой и хозяйственной деятельности человека.

При проведении тематических бесед на уроках трудового обучения, работая с различными природными материалами, младшие школьники приходят к более глубокому пониманию значения природы в хозяйственной и творческой деятельности человека, осознают необходимость бережного, экономного использования природных богатств.

Большие возможности для осуществления экологического образования на межпредметной основе имеют экскурсии по различным предметам: чтению, изобразительному искусству, трудовому обучению, математике, необходимость проведения которых заложена в учебных программах. Такие экскурсии позволяют более детально изучать отдельные объекты природы, их влияние друг на друга, взаимозависимость, выявить последствия влияния деятельности человека на состояние природного окружения и так далее.

В своей практической деятельности учителя начальной школы разрабатывают интегрированные курсы. Например, группой учителей средней школы № 70 города Краснодара разработан интегрированный курс «Природоведение – развитие речи». Приведём пример урока этого курса по теме «Грибы – особое царство природы».

Тема: Грибы – особое царство природы.

Цель: Познакомить с видами грибов, как одним из представителей «сообщества леса»; научить различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; познакомить с исчезающими грибами Кубани; упражнять детей в письменной речи.

Оборудование: таблица «Съедобные и несъедобные грибы»; муляжи "Грибы"; образцы гриба.

Ход урока.

I. Организация урока.

II. Сообщение темы урока:

Тему нашего урока мы узнаем отгадав загадку: «Шапочка да ножка – вот и весь Ермошка» (гриб). Правильно, сегодня мы будем говорить о грибах.

III. Работа над новой темой.

Где вы собирали грибы? (Значит грибы – представители природного сообщества «лес»). Какие вы знаете грибы, как их различаете? Какие грибы называются съедобными, несъедобными, ядовитыми? Какими ядовитыми грибами лечатся животные? (мухоморами лечатся сороки и лоси). Какой гриб страшнее кобры? (бледная поганка). Противоядие от бледной поганки – не трогать её и не брать в руки! Как вы понимаете пословицу, применительно к грибам: «Пока змее на хвост не наступишь, она тебя не укусит»?

Страницы: 1 2 3