Внеклассная работа и её роль в формировании экологических понятий
Страница 2

Продолжение таблицы 2

1

2

3

6. Открываем жизнь в почве.

6.1. Живое в почве.

1

Разнообразие живых обитателей почвы, особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.

7. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы.

7.1. Вот какие растения!

7.2. Это всё животные!

7.3. По грибы без лукошка.

7.4. Полюбуйтесь: лишайники!

4

Многообразие растений: знакомство с интересными представителями (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), а также с хвощами и плаунами. Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные, паукообразные. Грибы и лишайники как особые группы живых существ, их разнообразие.

8. Изучаем экологические связи в живой природе.

8.1. Дуб и все вокруг него.

8.2. Невидимая сеть.

8.3. Невидимая пирамида.

8.4. Кто как защищается.

4

Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания, или пищевая сеть, экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой.

9. Знакомство с охраняемыми растениями и животными.

9.1. Растения просят о помощи.

9.2. «Зелёная аптека» может закрыться?

9.3. Животные должны жить.

9.4. Операция «Стерх».

9.5. По ботаническим садам и зоопаркам.

5

Охраняемые растения, особенности их распространения. Лекарственные растения, их охрана. Охраняемые животные, причины сокращения их численности и меры охраны. История спасения бобра, соболя, стерха – примеры активных действий человека по охране животного мира. Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам.

10. Мастерим домики для птиц.

10.1. Прилетайте, птицы!

1

Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.

Продолжение таблицы 2

1

2

3

11. Учимся передавать свои знания другим ребятам.

11.1. Хотим сказать всем.

11.2. Хотим сказать всем.

11.3. Хотим сказать всем.

3

Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей и взрослых. Подготовка к проведению школьных бесед, утренников, КВН экологического содержания.

12. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека.

12.1. Экология и здоровье.

12.2. Экология и здоровье.

2

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека, пути попадания вредных веществ в организм человека. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье.

13. Обсуждаем примеры экологических катастроф.

13.1. Экологическая катастрофа.

13.2. Что будет, если …

2

Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера, влияние нефти на обитателей моря и побережья, долговременные последствия аварии. Представление о радиоактивном загрязнении среды (авария на Чернобыльской АЭС). Экологические прогнозы, их сущность, примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу.

14. Подводим итоги нашей работы за год.

1

Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел по факультативному курсу.

В программе выделено 14 учебных тем, названия которых даны в виде формулировок определённых познавательных, практических задач. Первые четыре темы («Выясняем, что такое экология», «Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения», «Знакомимся с живыми существами, которые могут исчезнуть», «Изучаем способы охраны природы») являются дополнением к теме «Природа и мы» основного курса природоведения. Следующие две темы («Выясняем роль живой природы в жизни живого», «Открываем жизнь в почве») изучаются параллельно теме «Сбережём воздух и воду, полезные ископаемые и почву» курса природоведения. Пять последующих тем («Пополняем наши знания о разнообразии живой природы», «Изучаем экологические связи в живой природе», «Знакомимся с охраняемыми растениями и животными», «Мастерим домики для птиц», «Учимся передавать свои знания другим ребятам») дополняют тему «Сохраним удивительный мир растений и животных» основного курса. Ещё две темы («Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека», «Обсуждаем примеры экологических катастроф») изучаются параллельно с темой «Будем беречь здоровье» курса природоведения. В конце учебного года проводятся обобщения изученного, выделенного в программе факультатива в самостоятельную тему «Подводим итоги нашей работы за год».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7