Что ребенку не по силам
Страница 8

- Все понятно?

- Да!

Задаешь задачу про собак: «Было 10 собак, прибежало еще 5. Сколько собак стало?» Для нас, взрослых, эти задачи похожи. Для ребенка - разные, раз появилось новое действующее лицо - собака. Он только что договорился обо всем с кошками, мыс пенно их представил, а тут прибежали собаки. У него запустился строи образных размышлении: собаки пришли, хвостом завиляли, кошт еще не ушли, собака хвостом завиляла, а кошка зашипела . Помните, как у Станиславского:

- Представьте белого слона . Представили?

- Да!

- А теперь представьте себе, что белого слона нет. Представили?

- Не получается.

- Тогда представьте себе черного слона. Представили?

- Да!

- Где белый слон?

- Нету!

Это стандартный пример про нас, взрослых. Я спрашивал дошкольников: у них белый слон никуда не уходит, стоит рядом. Точно так же у них и с собаками: собаки пришли, а кошт еще не ушли. Диспетчерская программа должка была убрать из оперативной памяти кошек, чтобы они не отвлекали от собак, а ока не убрала, появились дополнительные отвлекающие детали: кошки зашипели на собак. Что делать? Может, они все теперь убегут? А собаки добрые? Собственно, о задаче он уже не думает. Для такого ребенка в дошкольном возрасте в задаче про комара со слоном слон был обязательно больше, а «задачи про Иа» вообще бессмысленны.

Перекидывая мостик в головах родителей от Дня мышления к Дню тела, мы напоминаем им известный психологический факт: мысль имеет двигательное сопровождение или, другими словами, двигательное выражение. Поэтому День тела для мышления не менее важен, чем для зрения, речи и слуха. В этот день во всей полноте выясняется их неумение управлять своим телом и его частями. Нам кажется так просто: поднять нужную руку по команде, а у них не получается. Тем более не получаются более сложные движения: например, похлопывая себя по голове овном рукой, покрутить другой по животу. Даже у взрослых бег тренировки это не всегда получается: или хлопать будут обеими руками, или крутить. Это следствие заблокированности некоторых программ движения в организме. «Разбить» эту блокировку можно модернизацией диспетчерской программы, которая потребует дополнительных тренировок.

С этой точки зрения, пресловутая физкультура - единственный предмет, на котором явно отрабатывается умение выполнять что-то по команде. Правда, детям говорят: «Нужно для здоровья», освобождая при этом от физкультуры самых болезненных и самых нуждающихся в ней. Мы, взрослые, как всегда, поступаем очень последовательно. Давно всем известна взаимосвязь между двигательной активностью и мыслительной, много раз доказывалась зависимость здоровья от творческого самовыражения и мыслительной деятельности, но каждый раз, игнорируя эти связи, взрослые пытаются ограничить либо то, либо другое, нанося при этом непоправимый, ущерб как отдельным подсистемам организма, так и его психической целостности. У математиков «крадут» физкультурную диспетчеризацию и гуманитарную, у гуманитариев «крадут» математику, гипертрофируя итак переразвитое правое полушарие, у физкультурников «крадут» и то, и другое, и третье.

Мы же пытаемся обратить внимание родителей на то, что все в природе взаимосвязано, а поэтому и в организме эта взаимосвязь отражается. Тогда все наши занятия важны по-своему. И знание своего тела, и рекомендуемый и детям, и родителям оздоравливающий проверенный комплекс упражнений и перечень контрольных вопросов по математике, и игры с буквами, и с числами и так далее - все важно. Все важно по частям: День диспетчера. День звука. День знаний. День зрения. День речи. День мышления. День тела, и все важно в комплексе - День творчества.

В этот день детям предоставляем свободу: как хочешь, так и делай. Что для этого требуется? Верно: уметь составить внутренний план действий и его реализовать! В чем же отличие от предыдущих дней? В предыдущие дни ведущим был взрослый, и команды, следовательно, были для ребенка внешними. Теперь же ребенок должен вести себя сам, следовательно, команды будет подавать себе самостоятельно.

- Вот тебе пластилин, вот тебе баночка, вот образцы орнамента, а дальше - сам делай вазу, как хочешь.

-Сам?

- Да, сам.

-Как хочу?

- Да, как хочешь.

Родители подсаживаются в этот день к детям поближе, переживают за них, советуют, а наиболее ретивые тянутся руками помочь. И вот тут ребята, бывает, не выдерживают. Саша: «Мама, не надо! Сегодня взрослые нам не мешают». Лека: «Ну, мамочка, ведь Андрей Степанович сказал, что я могу делать вазу, как хочу! А я хочу так!» Делать нечего, мама отстранилась, правда, не без давления теперь уже со стороны ребенка. Нас такие детские реплики очень радуют! И результаты налицо: когда Саша закончил вазу, даже мама ахнула, удивилась: «Какое гармоничное сочетание цвета, элементов и формы!» И не получилось бы так здорово, пойди Саша по стандартному маминому совету и ее внутреннему плану!

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10