Что ребенку не по силам
Страница 6

В этот день мы знакомим детей с дарами природы, задаем вопросы о жизни, профессиях, труде, о временах года, стихиях. Вопрос услышан, понят, ответ готов - надо поднять руку, чтобы спросили, а рот открылся сам собой. Рука, правда, тоже поднялась, но с опозданием, в виде оправдания: «Все знайте, что я это знаю! Я первый догадался! Я первая вспомнила! » Не открывать рот раньше времени, спокойно подумать и, не суетясь, поднять руку - немыслимо. Дождаться, когда спросят не его - немыслимо вдвойне. «Лучше я заранее подниму руку», - так некоторые решают эту проблему. Вы еще и вопрос не задали, а он уже руку тянет. Вы его спрашиваете - он встает и молчит! Почему? А он на всякий случаи поднял руку, надеясь сообразить, да не ушел. К тому же и все тянули: «Пусть думают, что и я знаю!» Не готов, а руку тянет! Так же будет и в школе выскакивать, если сейчас с этим не помочь ему справиться. Наша помощь такому будущему ученику - занятия по этико-психологической подготовке к школе.

Еще пример. Пятый класс, все решают задачу. Витя решил ее первым, сорвался с места и несется через весь класс: «Андрей Степанович, смотрите, как я решил задачу!» Я спрашиваю: «А ты проверил?» - «Нет, не проверил!» Знаете? Видели таких? Простой вопрос о самопроверке ему и в голову не придет, если его к этому не приучить. «Остановись, проверь себя!» -это указание диспетчерской программы, а Вите хочется скорее сказать, что он первый! Зачем проверять? Пусть учитель проверяет, пусть родители проверяют, чувство ответственности начинается с самопроверки: «Так ли я сделал?» - перерастая у взрослых в вопрос: «Все ли я сделал, что моги должен был?»

Время от времени на занятиях мы спрашиваем у детей:

- Что нового Вы узнали за неделю, что видели?

- Саша, куда ты с мамой ходил в воскресенье?

Как Вы думаете, Саша отвечает сразу? Нет! Он скачала долго и выжидающе смотрит на маму, на папу или бежит к бабушке посоветоваться: «Что мне отвечать?» А папа вдруг молчит и мама тоже молчит. Стрессовая ситуация! Как так?! Смотрел, смотрел, потом махнул рукой, вернулся к нам и стал отвечать сам. Это идеальное поведение родителей. Обычно они так пережигают за ребенка, что не подсказать не могут. Налицо трудности родительской само диспетчеризации. Крайнюю степень зависимости диспетчерской программы ребенка от родительской Вы тоже, наверное, не раз наблюдали в образе ребенка, обнимающего папину или мамину ногу, а без нее - ни шагу вперед: «Мам, иди туда!» Чуть попозже: «Без тебя не пойду в школу!»

В «День зрения» мы рассказываем родителям о важности зрительной информации для обычного психического развития ребенка. Родителям и детям предлагаются тренировочные игры по цветовым сигналам: красная картонка -запрещающий сигнал, желтая - предупреждающий, зеленая - разрешающий. Для рисования предлагаются те же темы, что и в «День знаний»: труд, профессия, мир, люди, дары природы, орнаменты. Кроме этого, им предлагаются для зарисовки и раскраски эталонные фигуры головоломки «Золотое сечение». Эти фигуры были напечатаны s книг« «Калейдоскоп игр». К сожалению, там они выполнены в цвете. Почему - к сожалению? Потому что цвет - это огромное количество дополнительной информации, и ребенком он используется как подсказка. Черно-белые таблицы, с этой точки зрения, в головоломке «Золотое сечение» предпочтительнее, так как создают для детей дополнительные трудности, без которых мы не смогли бы сделать некоторые наблюдения, не заметили некоторые подводные камки, на которые «натыкаются» дети без цветовой подсказки. Например, в каждой группе встречаются дети, складывающие некоторые эталонные фигуры одинаковым образом, но одинаково неправильно. Стандартные ошибки с помощью этой игры легко выявить, легко продемонстрировать ребенку и родителям, а также легко с ними справиться. Не надо заниматься глубинным поиском причин - почему так, а не иначе. В конце концов, родителям не важно, почему ребенок не умеет ходить, почему - говорить. Важно, как этому научить.

В «День речи» в полную силу начинаем использовать речевые команды: нельзя, можно, замри, отомри и так далее. Используем игры с безусловной нагрузкой на речевой аппарат: скороговорки, пословицы, скороговорки и так далее. Обращаем внимание на умение связно рассказывать, глядя на картинку. Умение составлять внутренний план действий героев и план рассказа с последующим его оформлением в речевых формах требуют особой специализации диспетчерской программы ребенка.

Кстати, процесс чтения, по моему опыту работы на курсах скорочтения, распадается на ряд подпрограмм: подпрограмму считывания, подпрограмму понимания, подпрограмму запоминания и так далее. К чему это приводит на практике? Начав читать быстрее, например, человек сначала ничего не понимает и не запоминает. Новая диспетчерская программа скорочтения, формирующаяся во время обучения, видимо, первой подключает подпрограмму понимания. Поэтому скачала к читающему приходит понимание, и только затем запоминание, вернее, воспроизведение. Скорочтение - это качественно иной уровень диспетчеризации, диспетчеризации на других скоростях поступления информации. Дефекты речи, как и дефекты чтения и письма, также могут быть объяснены особенностями функционирования диспетчерской программы. Неслучайно поэтому исправлением почерка можно добиться излечения от заикания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10