Как согласовать образование с воспитанием
Психологическое развитие / Как понять ребенка / Как согласовать образование с воспитанием
Страница 7

Не все дети, окончив школу, станут химиками, физиками, математикой, географами, историками.

В каждой группе дошкольников у нас занимается не более 10 - 12-ти человек. Так вот: в каждой такой группе 2-3 ребенка мечтают стать милиционерами. Можно смело сказать, что и милиционерами тоже станут не все.

Кстати. Вы знаете, как современные дети отвечают на вопрос: «Какая самая главная профессия?» «Кооператоршик»? Верно! Бизнесмен? И такие ответы бывают! Менеджер? И эта профессия у них котируется. Встречаются еще «продавщик», «магазинщик», «жвачник. Иногда дети, отвечая на этот вопрос, просто поражаются нашей наивной недогадливости:

- Вы не знаете, какая самая главная профессия? Удивленно вскидывают глаза:

- Ну, конечно же, Андрей Степанович . - делают снисходительную выжидающую паузу, как бы предоставляя шанс реабилитироваться, и, видя, как мы не оправдываем их надежды, махнут рукой и сами закончат:

- Ну, конечно же . депутат.

Депутатское поветрие стало затухать. На его место выплыл президент. Интересно, какая профессия сменит президента? Кто, как не мы, взрослые, должны спросить наших детей: «Без какой профессии не сможешь прожить ты, не сможет прожить человек?»

Разве хватит на всех депутатских мест? Не все станут президентами! Да и милицейских постов на всех не напасешься! Но все рано или поздно выйдут в жизнь, у всех рано или поздно появятся семьи, дети, а вот к этому, самому главному назначению - быть человеком, к самой главной жизненной ипостаси - быть отцом, быть матеръю, их никто сознательно не готовит! И когда они встречаются с этим назначением в своей личной жизни, го всей полноте состояться в нем не могут! Поэтому интегральной целью всего школьного педагогического процесса нам представляется формирование интегрального базисного умения жить. Это и есть пятый пункт кашек разновозрастной системы развития мира.

Давайте теперь мысленно каждый спросим себя: «Умею ли я жить?» И мысленно честно ответим сами себе: «Не умею!» Такой честный ответ не является для нас оправданием умолчания тех жизненных ошибок, через которые мы уже прошли и которые осознали. Чтобы всe это не звучало голословно, мы считаем необходимым параллельно с курсом «Культура мышления» (помните первый пункт?) ввести еще один новый школьный предмет -«Культура общения». Во время встреч (не занятии, не уроков!) по культуре общения мы должны помочь им подготовиться к жизни: познакомить с основными чертами их характера, с ограничениями и возможностями человека (см. лекцию 8), рассказать им об этапах становления человека, через которые они уже прошли, через которые сейчас проходят и через которые им еще предстоит пройти. Мы должны помочь им встретиться с самим собой, осознать себя, осознать вечные вопросы человечества (см. лекцию «Как помочь старшекласснику») применительно к своей жизни, увидеть доброе в других, чтобы в критических точках своего развития не пройти мимо лучшего в себе, не зациклиться на отрицательном в себе. Дети должны знать и осознавать ответ на вопрос: «Почему после 12-ти лет без общения со взрослыми они как личности состояться не могут?» Без этого знания некоторые из них физически не смогут миновать самую трудную, самую кризисную точку своего развития. В этой точке происходит глубинная совестливая встреча с самим собой и с миром, критическое переосмысление мира: «Какой же он фальшивый, какой пакостный!» - и не менее критическое видение себя: «Таки я становлюсь таким же, как все они?! Я еще хуже их! Яне хочу быть таким!»

Это «не хочу» может привести к печальным мыслям: «Я не хочу жить!» - и непоправимым действиям - самоубийству, когда совестливое самоотрицание завершается физическим. Проблема детского суицида не является прерогативой нашего социального строя, это проблема развития детей всех стран: если есть почки на дереве, то весной они могут набухнуть и лопнуть . Лопается терпение у взрослых, лопается терпение у детей, и нет у них никаких сил пойти за советом даже к другу, а уж тем более к взрослому. Дай где им найти терпеливого взрослого, умеющего вдохнуть силы на преодоление себя в этой точке? Дети, а вместе с ними и взрослые должны знать: рискованно оставлять человека один на один с собой в эти критические моменты, так как у него может не хватить сил справиться с собой, чтобы шагнуть дальше, и мудрости, чтобы понять: он попал в точку выбора, и любой его шаг - это выбор, как в русской сказке: «Пойдешь направо - коня потеряешь, пойдешь налево -голову потеряешь, пойдешь прямо - себя обретешь через великие трудности». Оказавшись на этой развилке, человек получает право выбора себя будущего, и он этот выбор должен сделать. Сказав себе: «Пусть лучше я коня потеряю!» - он останется таким же до следующего распутья. Сказав себе: «Я не хочу быть таким!» - он может повернуть налево со словами: «Я не хочу жить!» Сказав себе: «Я не хочу быть таким!» - он может переступить через себя, через этот символ преодоления себя - валун с надписью - и шагнуть вперед со словами: «Я постараюсь быть другим!» С этого момента он начинает сознательно участвовать в изменении себя, или, как раньше говорили, в делании себя. Такое делание себя к есть качало душевного труда. Насколько он непрост, могут судить родители, приходящие на наши встречи и не досидевшие до конца: даже слушать лекции о своих детях и ошибках - это душевный труд, который не всем нам по силам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22