Как ребенок думает
Страница 5

Важно быть начеку, особенно при работе с ребенком в группе. Постарайтесь, по возможности, так посадить детей за отдельные столы, чтобы в первый раз они друг у друга не подсматривали. Конечно, они будут го осматривать. Тут мы должны постараться их убедить в неразумности подсматривания, во вреде для них самих этих действий.

- Ребята, подсматривая. Вы не научитесь решать сами! Лучше честно оставить эту фигуру до следующего раза.

Родителям надо помогать смириться с неумением ребенка и хотя бы частично успокоить: «Как хорошо, что мы с Вами увидели, чего не может Ваш.

Поймите разницу между коллективной и индивидуальной формой обучения. То, что Ваш ребенок сможет решить задачу, сидя дома, вовсе не означает, что он сможет ее решить, сидя в классе, когда число отвлекающих факторов окажется для него слишком большим. И небольшого объема его внимания может просто не хватить, чтобы сосредоточиться на главном. Не фигуру окне сложил, а при наших групповых условиях не решил нужной задачи. Честь и хвала нам с Вами за создание для него таких тренирующих условии!

Некоторые родители в досаде восклицают: «Как ты не понимаешь!» В крайних случаях - сами хватаются за фишки. Так будет и в школе. Вы будете делать за них, а когда же они будут учиться? Вот Вами еще одно наблюдение, моделирующее будущие отношения родителей и учеников.

Фигуры на рисунке 25 и 26 - трудности те же - неправильная ориентировка фигуры на столе, отсутствие должной координации пальцев и так далее.

Фигура на рисунке 29. Называем первоначально ее «орнаментом». А когда дети сложат, они и сами догадаются назвать ее «пирамидой». Эта фигура доставляет какое-то необъяснимое удовольствие детям: они чаще всего ее вспоминают и начинают самостоятельно строить при первом удобном случае. Ошибки здесь наблюдаются также стандартные. Почти все дети, несмотря на пятикратное наложение фишек, догадываются, как строить. Редчайший случай, но встречающийся: пирамида строится перевернутой, начиная с маленького квадрата, располагаемого на поверхности стола, и заканчивая большим квадратом, который в этом случае оказывается самым верхним.

Фигуры на рисунке 30 и 31 также требуют развитой координации пальцев.

Фигура на рисунке 32. Против названия «елочка» дети и взрослые не возражают. Вот только строят ее по-разному. Чаще всего начинают с большого квадрата и постепенно подсовывают под него меньшие квадраты. Иногда пытаются это сделать даже в воздухе с последующим неудающимся укладыванием фигуры на стол. Самые догадливые, помучившись, начинают складывать елочку с маленького квадратика. До этой фигуры, конечно, не все доходят с первого раза. У кого-то силы кончаются значительно раньше. И нам, ведущим, приходится это учитывать как при индивидуальной работе, так и при групповой.

Заметили, что ребенок стал рассеян, утомился от количества фигур, и спрашиваем его: «Устал?»

Как правило, они честно отвечают. Тогда предлагаем сделать над собой усилие и преодолеть хотя бы еще одну фигуру. Как правило, дети идут на это, ну, а мы стараемся дать в конце фигуру попроще для закрепления положительного опыта преодоления себя. Если же у ребенка нет сил для продолжения, то, конечно, никто его за это не ругает, стараясь обнадежить его на будущее.

Родители и педагоги! Будьте терпеливы и снисходительны к дошкольникам. Помните, многие из них устают уже после первых действии и фигур.

Поэтому при первом знакомстве с игрой мы иногда ограничиваемся только несколькими фигурами, как мы это сделали сегодня. Остальные фигуры, используемые на повторных встречах с детьми, мы только покажем Вам (см. приложение 4). Комментарии к ним, мы надеемся. Вы теперь сделаете сами.

Детям, дошедшим до фигуры на рисунке 32, мы предлагаем сложить фигуры, придуманные самими детьми. Здесь и «человечек», и «рожица», и «робот», и «избушка на курьих ножках», и «трамвай с дугой», и «светофор», и «машина»*.

- Дети, попробуйте теперь сами придумать что-нибудь и сложить из этих фишек.

Судя по фигурам, придуманным детьми, головоломка может быть доступна и самым маленьким, и самым старшеньким.

Теперь уже нет необходимости убеждать Вас в многообразии заданий и фигур, возможных при выбранных нами геометрических отношениях фишек.

Какие конкретные, проверенные на практике, размеры квадратов и прямоугольников мы можем предложить? Эти размеры образуют следующий убывающий числовой ряд: 11.09 см; 6.85 см., 4.24 см; 2.618 ем; 1.618 см; 1.0 см; 0.618 см. Цвет фишек, расположенных в порядке убывания их размеров, должен соответствовать расположению цветов в радуге от красного к фиолетовому. Во время наших занятий по психологической подготовке к школе родители, как Вы помните, выступают в роли наблюдателей, фиксирующих у себя в блокноте все особенности работы с ребенком. Наш комментарий к действиям ребенка мы даем родителям сразу же после игры. И все наши теоретические слова в этом случае не звучат для них отвлеченно, ибо тут же по памяти наполняются практически виденным на их ребенке. В этом случае, как Вы понимаете, доказывать ничего не приходится, так как в памяти еще свежи неудачи их ребенка и успехи других детей. После игры родители, как правило, уже не спрашивают: «Готов ли психологически наш ребенок к школе?» Появляется другой, конструктивный, вопрос: «Что нам делать?»

Страницы: 1 2 3 4 5 6